Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

Штрафы за нецелевое использование земли

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

Пользование земельными наделами должно осуществляться с соблюдением основных законодательных актов – Гражданского, Земельного кодексов, Федеральных, Региональных законов, постановлений и указов.

А за нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность.

Так, за нецелевое использование земли граждане и организации могут не только заплатить штраф, но и потерять право пользования своей или арендованной землей.

В статье мы объясним, что значит нецелевое использование, как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении. А также расскажем о том, какой штраф предусмотрен за использование земли не по назначению и что делать, если вы получили «письмо счастья».

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе.

Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

Выявление нарушений

Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь https://prokadastr.com/kak-snizit-kadastrovuju-stoimost/.

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Размеры штрафов для каждой категории земель и землепользователей

В таблицах ниже представлены размеры штрафных санкций для каждой категории земли и землепользователей.

1) За неиспользование или нецелевое использование сельхоз. земель (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

2) За неиспользование или нецелевое использование сельхозземель, полученных по результатам аукциона или решению суда о его изъятии из-за неиспользования по назначению (п. 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ):

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

3) За неиспользование или нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество (п. ст. 8.8. КоАП РФ):

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

4) За неиспользование или нецелевое использование земель иной категории (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ):

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

При обнаружении нарушений в использовании земельного участка орган местного самоуправления, в лице инспектора по земельным делам, может наложить соответствующий штраф. А в случае неоплаты он вправе подать иск в суд с целью изъятия земли.

Что делать, если пришел штраф ?

После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.

Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».

Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.

Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2017 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен.

Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку.

Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Как избежать штрафа за нецелевое использование земли ?

Чтобы инспектор по земельным вопросам не выписал вам штраф, необходимо всегда соблюдать предписанные законом нормы:

  • Использовать участок по назначению или своевременно перевести его в другую категорию;
  • При эксплуатации земли не наносить вред природе и окружающей среде;
  • На сельхозземлях хотя бы раз в 3 года скашивать траву или осуществлять другую разрешенную деятельность.

Если вам нужна помощь квалифицированных инженеров, чтобы перевести ваш участок из одной категории земли в другую, решить вопросы, связанные с нецелевым использованием земли, тогда оставьте заявку на сайте Центрального кадастрового бюро. Мы свяжемся с вами в самые короткие сроки, ответим на интересующие вопросы и решим поставленные задачи.

Источник: https://prokadastr.com/necelevoe-ispolzovanie-zemli-kak-reshit-problemu/

Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом

Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в структуре земельного фонда. В соответствии со статьей 47 Земельного кодекса такими признаются земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

В числе их главных характеристик – качество почвы. Но значительные площади таких земель не используются для сельскохозяйственного производства.

Одна из причин неиспользования земель по назначению – они находятся в частной собственности.

Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» гласит о том, что в число нарушений при эксплуатации земельных участков входят следующие признаки неиспользования земель:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность, закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность, закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность, заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Причины, потребовавшие наведения порядка с землей сельскохозяйственного назначения

Во время приватизации земельные наделы совхозов и колхозов скупали инициативные люди. С тех пор они используются в качестве долгосрочного вклада.

При этом затраты на такие участки были минимальны, так как размер земельного налога – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Но кадастровая стоимость меняется каждые 3 года, последний раз стоимость участков повысили более чем в 40 раз в некоторых областях, налоги резко возросли. Узнайте подробности о том, как выполняют переоценку земли для снижения налогов.

Неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земли зарастают сорной травой, кустарниками и даже деревьями. По кадастровой стоимости продавать их часто нецелесообразно. Брать в аренду такие участки невыгодно, поскольку арендатор становится полностью зависимым от собственника.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника в судебном порядке участка, не используемого по назначению в течение трех и более лет.

Читайте также:  Электронный больничный лист: обязан ли работодатель принимать его, каковы плюсы и минусы, а также нужно ли организации переходить с бумажного варианта или нет?

Сейчас существует спрос на землю для индивидуальной застройки (ИЖС). Его, в большинстве случаев, можно удовлетворить только за счет перевода сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов.

Одно из условий этого – включение участка в границы населенного пункта при утверждении или изменении генерального плана.

В результате большие площади земель сельскохозяйственного назначения выбывают из оборота. Это отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.

Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять

В июле 2016 года Госдумой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства России».

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

Этот документ сократил до одного года срок освоения земель и предоставил надзорному органу осуществлять проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя. В своем послании Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин дал понять, что ситуацию с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения надо в корне менять.

Работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев было предложено вести активнее. Правительство, основываясь на предложениях Россельхознадзора, подготовило проект закона о внесении изменения в законодательные акты, введенные в действие в 2015 году.

Штраф за неиспользование сельскохозяйственных земель

В числе мер – увеличении штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ. Размер штрафа за неиспользование земли сельхозназначения изменен. Для физических лиц размер штрафа увеличен с тысячи до 2 тысяч рублей, для юридических – 40 тысяч до 400 тысяч рублей.

К тому же меру административной ответственности за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения увязали с площадью участка и его освоенностью.

Следует напомнить, что в апреле 2015 года кадастровая стоимость была увеличена более чем в 3 раза (данные разнятся по регионам). К примеру, в Курганской области сейчас стоимость гектара составляет от 37 до 45 тысяч рублей.

В среднем по стране налог с гектара может составлять 111 – 500 рублей в год в зависимости от региона.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Еще одно основание для принудительного изъятия участка земли – его неиспользование в течение 3-х и более лет.

Участок можно изъять в том случае, если он используется так, что происходит снижение плодородия земли или окружающей среде причиняется вред.

Одно из условий для изъятия участка в судебном порядке – неисполнение предписания, которое выдано надзорным органом и предусматривающее устранение нарушений в течение года.

Новый закон позволит навести порядок с земельными долями

В 2019 году вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков. Он также требует наличия оснований и соблюдения соответствующих процедур. Это предусмотрено в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

Новый документ позволяет государству навести порядок с земельными долями, в том числе, с невостребованными, которые были розданы колхозникам и работникам совхозов. В собственность муниципалитетов перейдут неоформленные и невостребованные доли.

Важно знать: Как оформить выдел и межевание доли земельного участка из общей долевой собственности.

В настоящее время, как следует из данных Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остаются юридически не оформленными 80% земель сельскохозяйственного назначения. В эту категорию входят земли дачников и огородников, организаций и дольщиков. Государственную регистрацию собственных долей осуществили собственники долей только на 18 миллионов гектаров из 115 миллионов.

Главная проблема легитимности использования сельскохозяйственной земли у организаций. У них оформлены лишь 3,5 миллиона гектаров. Все остальное – это доли, используемые на правах аренды с госрегистрацией договоров и без нее, на правах представительства без документов, оформленных на землю. То есть, фактически речь идет о самозахвате невостребованных земельных долей.

Новый законодательный акт, как уверены эксперты, позволит восполнить пробелы, существующие в законодательстве. Тем самым будет обеспечена возможность провести госрегистрацию прав 9-и миллионов земельных долей, а также сформировать участки на 95 миллионах гектаров. При этом, если собственники долей не будут сами приводить все в порядок, этим займутся муниципалитеты.

Получив дополнительные полномочия, местная власть стала заинтересованной стороной. Через непродолжительное время после принятия закона на сайтах муниципалитетов появились обращения к гражданам и организациям по поводу нового порядка.

В Комитете Госдумы по аграрным вопросам пришли к мнению, что в собственности муниципалитетов могут перейти земельные доли общей площадью почти 22 миллионов гектаров.

В случае их продажи по цене в 15% кадастровой стоимости (это максимальная, установленная законом цена) в местные бюджеты поступят 55 миллиардов рублей.

Участок можно изъять лишь на основании решения суда

Существует несколько оснований для изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такая процедура применяется тогда, когда участок используется с нарушением земельного законодательства, в результате чего снижается плодородие или ухудшается экологическое состояние.

Правда, конкретные критерии правительством пока не определены. Изъять участок можно и в том случае, если он не используется в течение трех лет подряд со времени возникновения на него собственности.

Такой же срок предусмотрен и на случай, если участок используется не по назначению.

Интересно: Как получить землю под фермерское хозяйство? Получение земли сельхозназначения поэтапно.

Однако закон обеспечивает возможность собственнику устранить выявленные нарушения. Тем самым он может сохранить участок за собой. Но если нарушения не будут устранены, начнется процесс изъятия. В таком случае органы исполнительной власти субъектов РФ должны обращаться в суд по поводу изъятия участка и его продажи с публичных торгов.

Закон предусматривает, что реализация земельного участка, который изъят путем наказания в принудительном порядке, должна осуществляться в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Проводится она только с публичных торгов и в соответствии с правилами, определенными Гражданским кодексом РФ.

Если торги будут признаны недействительными, участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Источник: https://promdevelop.ru/problemy-neispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-zemel-budut-reshat-izyatiem-i-shtrafom/

Нецелевое использование земельного участка 2019 — ответственность, штраф, судебная практика

Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела, либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою.

Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям.

В этом материале можно узнать, какая ответственность грозит за нецелевую эксплуатацию надела, и в чем заключается указанное нарушение законодательства.

Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, нецелевое применение и другие нарушения, их признаки, проверки и обжалование обвинения

Что это такое

Вся земля в границах РФ распределена между категориями, в зависимости от целевого назначения участков.

Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор.

Статьей 7 ЗК РФ зафиксированы семь категорий земель, соответствующих различным целям назначения:

  • участки сельхозназначения;
  • территории населенных пунктов;
  • земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спецназначения;
  • участки охраняемых территорий;
  • земли, отнесенные к лесному фонду;
  • участки водного фонда;
  • земли, отнесенные к фонду запаса.

Присвоение участку определенной категории, а также перевод между ними, осуществляется нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.

Собственники или владельцы земли в обязательном порядке должны соблюдать режим, установленный для определенных категорий участков. Это относится и к соблюдению целевого назначения земли, соответствующего определенной категории.

Например, на наделах сельхозназначения не допускается возведение промышленного объекта, а на участках охраняемых территорий практически исключены любые виды строительства. Выявление указанных фактов повлечет направление владельцу участка требования о прекращении противоправных действий, после чего будут применены меры ответственности.

За нарушение правил целевого использования земли наступают следующие формы воздействия:

  • санкции по ст. 8.8 КоАП РФ;
  • прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения по ст. 45 ЗК РФ;
  • расторжение арендного договора и изъятие земельного участка за нецелевое использование по ст. 46 ЗК РФ;
  • изъятие надела у собственника при обстоятельствах, зафиксированных в ст. 284 ГК РФ.

Все перечисленные варианты ответственности могут наступать только по судебному акту, если собственник или владелец земельного надела не выполнит законное требование уполномоченных государственных ведомств.

Разберем порядок привлечения к ответственности в каждом из указанных случаев.

Ответственность по КоАП РФ

Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом.

Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ.

Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:

  • в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;
  • для назначения наказания не имеет значение, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;
  • санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории и/или вида разрешенного использования.

Единственным видом санкций по ст. 8.

8 КоАП РФ является штраф — его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта, либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.

8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0.5 до 1% от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тыс. руб.), либо от 10 до 20 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена).

Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:

  • по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;
  • по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхозназначения в течение одного года с возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;
  • неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительства иных объектов, огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.

Административные дела за указанное правонарушение могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.

Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории и/или вида разрешенного пользования.

Изъятие участка

Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:

  • у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхозназначения или ИЖС в течение трех лет, либо при нецелевом использовании любых категорий земель;
  • за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.
Читайте также:  Объявления о коммерческой недвижимости: как их подать, что такое базы аренды помещений, бывают ли такие "доски" бесплатными, каковы нюансы и подводные камни?

Обратите внимание! Помимо изъятия земли, правонарушитель будет обязан возместить убытки, причиненные почвенному слою, а также затраты на рекультивацию или восстановление качественных свойств земли. Судебная практика допускает одновременно рассмотрение дел об изъятии участков и взыскании ущерба, либо предъявление самостоятельных исков.

Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:

  • выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора, обращения граждан или муниципальных учреждений;
  • направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;
  • оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;
  • рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;
  • если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;
  • если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;
  • при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.

Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитываться на выплату выкупной цены за принудительное изъятие.

Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли.

Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.

Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц.

Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца.

Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной   ответственности.

Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования и/или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения и т.д.

Источник: https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/zemelnoe-i-lesnoe-zakonodatelstvo/necelevoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka/

Вс напомнил, когда штраф за нецелевое использование земли можно оспорить в арбитраже

По результатам проверки Росреестра ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Ведомство пришло к выводу, что общество использовало принадлежащий ему земельный участок не только по целевому назначению для эксплуатации зданий под научно-производственные цели, но также для размещения офисов, кафе, объектов торговли и предприятий сферы обслуживания населения. За это ОАО было оштрафовано на 700 тыс. руб.

Общество обратилось в арбитражный суд к Управлению Росреестра по г. Москве с заявлением о признании результатов проверки, а также постановления о привлечении к административной ответственности незаконными.

Арбитражный суд г. Москвы прекратил производство по делу в порядке п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Решение было оставлено без изменений судами апелляционной и кассационной инстанций.

Суды исходили из необходимости прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду, поскольку вмененное обществу административное правонарушение совершено им не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом они руководствовались п. 3 ч. 1 ст. 29 АПК и ч. 3 ст. 30.

1 КоАП, а также учли п. 33 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Однако Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ не согласилась с такими выводами нижестоящих инстанций и вынесла Определение № 305-АД18-864, которым отменила решения нижестоящих судов и направила дело на новое рассмотрение.

ВС указал, что арбитражные суды в порядке административного судопроизводства рассматривают экономические споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В частности, рассмотрение дел об оспаривании юрлицами и ИП постановлений административных органов о привлечении к ответственности отнесено к предметной компетенции (подведомственности) арбитражных судов (ч.

3 ст. 30.1 КоАП РФ).

Также Суд напомнил, что в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г.

№ 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что такие постановления можно обжаловать в арбитражном суде, если организация или ИП совершили правонарушение, связанное с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как отметил ВС, в целях исключения противоречий при определении компетенции судов в Обзоре судебной практики ВС РФ № 1 за 2014 г. разъяснено, когда суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности.

Это те случаи, когда субъект предпринимательской деятельности совершил действия (бездействие), направленные на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.

Названный перечень, указал Верховный Суд, не подлежит расширительному истолкованию.

В рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения заключается в использовании земельного участка не по целевому назначению.

Такое правонарушение объективно связано с осуществлением предпринимательской (экономической) деятельности, поскольку нецелевое использование земельного участка составляет неотъемлемую часть такой деятельности общества.

Следовательно, объективная сторона правонарушения выражается не в действиях, нарушающих нормы природоохранного законодательства, а в нарушении земельного законодательства. А значит, у судов отсутствовали основания для прекращения производства по делу по причине неподведомственности спора арбитражному суду.

  • В результате Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила нижестоящие судебные акты и отправила дело на новое рассмотрение.
  • По мнению директора юридической компании «КОНУС» Алексея Силиванова, несмотря на неоднократные разъяснения Верховного Суда РФ по вопросам рассмотрения споров об оспаривании юридическими лицами постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, время от времени у арбитражных судов случаются «сбои», и они принимают решения о неподведомственности им таких споров. 
  • Как отметил эксперт, на сегодняшний день велика вероятность усиления административного воздействия государства на участников отношений в сфере землепользования, когда в результате перепрофилирования объектов их фактическое использование может не соответствовать назначению участка, на котором они расположены.

«Штрафы за такие нарушения велики и способны серьезно ударить по землевладельцам. Поэтому особое значение приобретает возможность судебной защиты и оспаривания постановлений о привлечении к административной ответственности. Верховный Суд РФ в рассматриваемом определении зафиксировал правила игры, указав, в каком порядке следует обжаловать такие постановления», – считает Алексей Силиванов. 

Ведущий юрист, заместитель руководителя практики «Межевание, кадастр, регистрация» Содружества земельных юристов Элита Закиян рассказала «АГ», что практика изобилует случаями, когда из-за неверного толкования судами норм, подлежащих применению в каждом конкретном случае, заявителям отказывают в принятии к производству заявлений об оспаривании предписаний или постановлений о привлечении к административной ответственности. «С точки зрения правоприменительной практики данное определение ВС РФ вносит ясность для судов в отношении подобного рода споров», – заключила юрист.

Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников считает решение ВС очередной вехой в вопросе уточнения границ компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности.

По его словам, определение интересно тем, что, во-первых, четко подтвердило, что названный в Обзоре судебной практики ВС РФ № 1 за 2014 г. перечень таких дел не подлежит расширительному истолкованию.

«Во-вторых, из комментируемого определения следует, что одного факта вхождения состава в соответствующую главу КоАП РФ (в рассматриваемом случае – гл. 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования») недостаточно.

Фактически суду необходимо рассматривать суть вменяемого заявителю правонарушения», – отметил эксперт.

В то же время, как полагает Николай Сапожников, утверждать, что внесена окончательная ясность в рассматриваемый вопрос, не приходится: «Дело в том, что Верховным Судом РФ по-прежнему не приводится правовое обоснование позиции с опорой на четкие критерии такого перераспределения компетенции». 

Также Николай Сапожников назвал неудачной попытку отделить нарушения норм земельного законодательства от нарушений норм в области охраны окружающей среды и природопользования, учитывая, что речь идет о сферах комплексного правового регулирования. Как отметил эксперт, неочевидным остался и вопрос по составам ч. 2, 2.1 и 4 той же ст. 8.8 КоАП РФ: «Вводя такие составы, законодатель, в том числе, очевидно, преследовал и интересы охраны окружающей среды и природопользования». 

По мнению Николая Сапожникова, в вопросы определения подведомственности жалоб по постановлениям об административных правонарушениях Верховным Судом РФ должна быть внесена максимальная ясность с привязкой к строгим формальным критериям, позволяющим заявителю безошибочно (и легко) определить суд, в которой ему надлежит обращаться.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-napomnil-kogda-shtraf-za-netselevoe-ispolzovanie-zemli-mozhno-osporit-v-arbitrazhe/

Все о нарушениях: как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия?

ЗУ предназначенные для сельхоз работ отличаются от прочих массивов специфическими характеристиками:

  • повышенным плодородием;
  • подходящим ландшафтом;
  • обилием заливных лугов;
  • прочими свойствами, допускающими развитие сельского хозяйства.

Поэтому земельное и административное законодательство, а также ряд соответствующих законодательных актов стоят на их охране, надзирая за сохранностью земельного богатства страны и выделяя разновидности нарушений землепользования.

Нецелевое использование

Целевое использование регулируется положениями ч. 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.02 г. и статьями 8.8, 23.21 КоАП РФ.

Оно выявляется на основании действий правообладателя, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, но проводятся на установленной категории земель, в нарушение регламента.

За допущенное правонарушение предусматривается взимание штрафа в следующих объёмах:

  • для граждан и ИП – 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 0,5-1,5%, но не менее — 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – 2-10%, но не менее — 200 тыс. руб.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Нарушение признаётся, если ЗУ приобретён в результате публичных торгов, но в течение последующего после приобретения календарного года никак не используется. Или его использование прекратилось, о чём в администрации населённого пункта имеются неоспоримые сведения.

В этом случае наступает ответственность:

  1. для граждан и ИП – 0,1-0,3% кадастровой стоимости, но не менее 2 тыс. руб.;
  2. для юридических лиц – 1-6%, но не менее — 100 тыс. руб.

Внимание: Неиспользуемый участок может изыматься по решению суда в принудительном порядке на основании статьи 6 ФЗ № 101-ФЗ.

Если не проводятся мероприятия по рекультивации ЗУ предусмотрено взыскание штрафов:

  • физическим лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 50-100 тыс. руб.;
  • компаниям – 400-700 тыс. руб.
Читайте также:  Алименты на ребенка до 3 лет и его мать: как их взыскать, сколько составляет размер суммы на уход за одним и более малышами и на содержание жены; образец заявления

Если не проводятся обязательные мероприятия по защите плодородного слоя почвы от эрозийных и иных повреждений, влияющих на качество земель, вменяются штрафы в тех же размерах.

Другие

Сельскохозяйственные земли – динамичная структура, с взаимосвязанным и взаимозависимым функционированием, которая может быть нарушена в результате различных безграмотных действий владельцев ЗУ. Поэтому любое нарушение регламента использования влечёт ответственность, что регулируется дополнениями к законодательству, внесёнными Федеральным законом № 354-ФЗ от 03.07.16 г.

Нарушения при проведении мелиоративных работ предусматривают штрафы:

  1. физ.лицам – 1 500 руб.-2 тыс. руб.;
  2. должностным лицам – 2-4 тыс. руб.;
  3. компаниям – 30-40 тыс. руб.

При нарушениях в эксплуатации гидротехнического сооружения, объёмы взысканий следующие:

  • физ.лицам – 500 руб.-1 тыс. руб.;
  • должностным – 1-2 тыс. руб.;
  • компаниям – 10-20 тыс. руб.

Повреждение мелиоративной системы предусматривает взимание:

  1. с физ.лиц – 1 тыс. руб.-1, 5 тыс. руб.;
  2. с должностных – 2-3 тыс. руб.;
  3. с компаний – 20-30 тыс. руб.

Важно: Повторное правонарушение, совершённое в течение года влечёт дополнительные штрафные санкции и допускает дисквалификацию должностного лица.

  Как прописать новорожденного ребенка — подробная инструкция

Положения статьи 7.1 КоАП РФ предусматривают ответственность за использование не принадлежащей правообладателю земли, при установлении кадастровой стоимости ЗУ взыскивают:

  • с физ.лиц – 1-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • с должностных – 1-1,5%, но не менее 20 тыс. руб.;
  • с компаний – 2-3%, но не менее 100 тыс. руб.

Если не установлена кадастровая стоимость, взыскивается:

  1. с физ.лиц – 5-10 тыс. руб.;
  2. с должностных – 20-50 тыс. руб.;
  3. с компаний – 100-200 тыс. руб.

Штраф является лишь дополнительной мерой, допущенные нарушения требуется устранить за счёт нарушителя.

Основные признаки нарушений

Основания для взысканий оформляются решением административной комиссии или суда, вносятся в акты и заключения экспертов. Поэтому они должны иметь фактическую и юридическую основу для их законного оформления. То есть – описываться в актах законодательства и выявлять несоответствие по внешнему виду участка.

Нецелевое использование

Здесь обращают внимание на необходимость обработки почв в соответствии с назначением:

  • огороды должны быть вспаханы и засажены;
  • сорная трава уничтожена;
  • плодородный слой обработан и удобрен;
  • на ЗУ, предусмотренных под садовые участки, – насажены саженцы.

Если вместо перечисленных и иных признаков в наличии – строительство капитального жилого дома, использование земель под промышленные нужды или складские помещения – налицо указанные нарушения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для работ, связанных с сельским хозяйством.

Справка: Все действия, проводимые на земельном участке и не связанные с его целевым назначением, рассматриваются как нарушения.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Здесь в первую очередь следует ориентироваться на отсутствие следов обработки земли в течение одного года. Если участок не обрабатывался – налицо нарушение. В этом случае надел будет выглядеть как бесхозяйный, заброшенный и не имеющий владельца.

Отдельным пунктом выделяется нарушение, если земли сельхоз назначения не обрабатываются, на них не проводятся необходимые мероприятия по рекультивации и защите почв от вредных воздействий, ухудшающих качество плодородного слоя, даже при условии возведения строений, ограждении участка забором.

Что такое нецелевое использование земли и неосвоение участка

Понятие использования территории вразрез с предусмотренными целями раскрыто в ст. 42 ЗК РФ и 285 ГК РФ. Данные нормы регламентируют, что такая эксплуатация надела – это освоение предоставленной территории в нарушение закрепленного за ней целевого назначения, категории и разрешенного использования.

  • Также неправомерной является разработка земельного надела способом, нарушающим правила рационального пользования землей, наносящим вред участку как природному объекту и травмирующим окружающую среду.
  • Под неиспользованием (неосвоением) земельного участка следует понимать отсутствие в течение определенного законодательством срока признаков его освоения, за исключением периода времени, когда пользоваться территорией по целевому предназначению было невозможно из-за природных катаклизмов либо других исключительных обстоятельств.
  • Рассмотрим применяемые к нарушителям меры воздействия и их последствия.

Штраф за нецелевое использование земельного участка

Административные санкции применяются при пользовании землей вопреки ее целевому назначению, обозначенному типу земель и (или) установленному разрешенному использованию. Величина варьируется в зависимости от наличия кадастровой оценки земель.

Пунктом 1 ст. 8.8 КоАП России установлено взыскание в следующих размерах:

Субъекты Кадастровая стоимость есть, % Кадастровой стоимости нет
Граждане от 0,5 до 1, но не ниже 10 000 р. от 10 000 до 20 000 р.
Должностные лица от 1 до 1,5, но не меньше 20 000 р. от 20 000 до 50 000 р.
Юрлица от 1,5 до 2, но не менее 100 000 р. от 100 000 до 200 000 р.

Штраф за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Правоотношения, связанные с освоением сельхозземель, урегулированы отдельным ФЗ «Об обороте земель с/х назначения». Действие последнего не распространяется на дачные, огородные, садовые наделы земли, территории гаражного и личного подсобного хозяйства, а также земли с возведенными на них объектами недвижимости.

Статья 8.8 КоАП России (п. 2) регулирует штрафные санкции, также зависящие от оценки:

Субъекты Кадастровая стоимость %
если в течение 3 и более лет участок не используется для ведения с/х производства если участок, приобретенный на публичных торгах, не используется для с/х целей в течение 1 года с момента получения на него права собственности
Граждане от 0,3 до 0,5, но не ниже 3 000 р. от 0,1 до 0,3, но не менее 2 000 р.
Должностные лица от 0,5 до 1,5, но не меньше 50 000 р.
Юрлица от 2 до 10, но не менее 200 000 р. от 1 до 6, но не меньше 100 000 р.
ИП от 0,1 до 0,3, но не ниже 2 000 р.

Какие меры ответственности и за какие действия грозят по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ

  1. За неиспользование участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, установленного законом, грозит
  2. штраф:
  • гражданину – от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости участка, но неменее 3 тыс. руб.;
  • должностному лицу или индивидуальному предпринимателю – от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости участка, но не менее 50 тыс.руб.;
  • юридическому лицу – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости участка,но не менее 200 тыс. руб.

Такая ответственность установлена в

части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. В указанном составе не упоминаются индивидуальные предприниматели, однако они несут ответственность в том же размере, что и должностные лица, поскольку в КоАП РФ не

предусмотрено иное (

ст. 2.4 КоАП РФ).

  • При назначении наказания учитывается кадастровая стоимость земельного участка. Она указана в государственном кадастре
  • недвижимости. Ее можно узнать, получив

кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости. См. также

  1. Как узнать кадастровую стоимость.
  2. Какие лица будут субъектами ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП
  3. РФ
  4. 1. Собственники земельных участков сельскохозяйственного
  5. назначения (

п. 4 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; далее – Закон №

  • 101-ФЗ).
  • 2. Лица, владеющие земельным участком на следующих
  • правовых основаниях:
  • право постоянного (бессрочного) пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения;
  • право безвозмездного срочного пользования;
  • право аренды.
  1. Такое правило указано в
  2. пункте 2 статьи 6 Закона № 101-ФЗ. При этом изъятие участка производится по
  3. правилам
  4. главы 17 Гражданского кодекса РФ и
  5. главы VII Земельного кодекса РФ.
  6. Признаки неиспользования земельного участка из земель
  7. сельскохозяйственного назначения установлены в
  8. перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности,
  9. утвержденном

постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369.

  • После какого срока (два года или три года) будет считаться, что земельный участок не используется по назначению, а значит, возникнут основания для привлечения правообладателя к
  • ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ
  • В практике существует два подхода при расчете срока
  • неиспользования земельного участка.
  • 1. Два года
  • По общему правилу срок, по истечении которого участок будет считаться неиспользуемым, составляет три года с
  • момента возникновения у лица права собственности (

ч. 4 ст. 6 Закона № 101-ФЗ). Однако трехлетний срок установлен законодателем для изъятия неиспользуемого собственником земельного участка. Для привлечения к ответственности нужно принимать во внимание срок, предоставленный законодателем для освоения земельного участка, – два

года (

ч. 5 ст. 6 Закона № 101-ФЗ).

  1. Такую аргументацию приводит суд в
  2. постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2012 г. №
  3. 15АП-3940/2012 по делу № А53-22584/201.
  4. 2. Три года
  5. Согласно другому подходу участок будет считаться неиспользованным по истечении трех лет, которые
  6. предусмотрены в

части 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ. См., например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28

декабря 2012 г. по делу № А72-8239/2012.

  • Совет
  • Юридическому лицу стоит обжаловать постановление о привлечении к ответственности, поскольку, даже если суд признает, что нарушение имело место, он может снизить размер штрафа
  • за правонарушение по

части 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Снизить штраф суд вправе до суммы менее чем 200 тыс. руб., несмотря на то что выход за такой предел в КоАП

РФ не предусмотрен.

Дело в том, что Конституционный суд РФ указал, что отсутствие в КоАП РФ возможности снижения суммы штрафа, низший предел которой установлен в размере более 100 тыс. руб., не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет

надлежащим образом учесть следующее:

  • характер и последствия нарушения;
  • степень вины привлекаемого к ответственности лица, егоимущественное и финансовое положение;
  • иные имеющие существенное значение для индивидуализацииответственности обстоятельства.

Исходя из этого вывода, Конституционный суд РФ отметил, что суд вправе снизить размер штрафа до суммы менее его минимального размера в отношении любого состава КоАП РФ, предусматривающего минимальный штраф в размере от

100 тыс. руб.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в

постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.

3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью “Барышский мясокомбинат” и “ВОЛМЕТ”, открытых акционерных обществ “Завод “Реконд”, “Эксплуатационно-технический узел связи” и “Электронкомплекс”, закрытых акционерных обществ “ГЕОТЕХНИКА П” и “РАНГ” и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики “Детская городская больница № 3 “Нейрон” Министерства

  1. здравоохранения Удмуртской Республики».
  2. На практике это означает, что суд при рассмотрении дела по
  3. части 2 статьи 8.8 КоАП РФ должен руководствоваться этой позицией Конституционного суда РФ и вправе изменить постановление о привлечении к
  4. ответственности, снизив штраф (см., например,
  5. постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2015 г. № Ф05-204/2015
  6. по делу № А41-41476/14).

Кто рассматривает дела о нарушениях по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ

Административный орган не смог доказать нарушение закона

Суд установил отсутствие события правонарушения

Источники

  • https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/selhoz/netselevoe-ispolzovanie.html
  • https://myfine.ru/kvartiry-i-uchastki/175-shtraf-za-necelevoe-ispolzovanie-zemelnogo-uchastka.html
  • https://www.law.ru/recommend/5266
  • [свернуть]

Источник: https://pozakonu.site/nedvizhimost/vse-o-narusheniyah-kak-izbezhat-shtrafa-za-neispolzovanie-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-i-ih-izyatiya.html

Ссылка на основную публикацию